Для начала совершенно необходим дисклеймер, я считаю.
Все, что я скажу ниже, является частным мнением человека, не имеющего даже музыкального образования. Читайте эти каракули на свой страх и риск.
Все, что я скажу ниже, легко переносится на практически любой жанр. Просто говорю я о том, что люблю.
Интернет можно любить хотя бы за то, что он неопровержимо доказал, что высокое звание композитора можно применить не только к авторам классической (местами, к слову, откровенно замшелой) музыки. И не только к рожам в телевизоре, способным написать только простенькую мелодию для шлягера. Но и к персонажу из Форта Абрахамсдейл где-нибудь в Миссури или поселка городского типа Медведев Неизбежный Карачун в Тамбовской области.
Потому что авторов некоторой музыки, которую я слушаю, язык не поворачивается назвать как-то иначе, чем композиторами. Может, даже и великими композиторами, но мне сложно судить. И это разговор отдельный.
Знаете, как пишется «песня» в тяжелом метале? А я вам расскажу. Потому что умею, писал и какое-то время рубил в составе группы прогрессив дэт метал. В основе лежит один, может, два, в лучшем случае три по-настоящему крутых риффа. Они отлично написаны, сопровождаются крутыми басовой и барабанными партиями. Они производят действительно серьезное впечатление. А все остальное – это просто филер. Базовое дж-дж-дж-дж, не имеющее под собой никакого подтекста. Они могут быть неплохи, даже хороши, но и даже и рядом не стояли по уровню накала с «центральными» частями. И получается в итоге, что из пяти, допустим, минут композиции четыре – просто филер.
Это не хорошо и не плохо, просто так обстоят дела. Таланта у одних существенно меньше, чем у других. Отдельно хочу заметить, что я ничего не имею против какой угодно музыки в любом жанре. И не считаю, что существования достойна только великолепная музыка. Просто надо понимать разницу между сосисками и стейком.
И вот возьмусь за примеры. Есть такой «коллектив» Merrow. И есть такой трек . И в нем есть центральный крутой рифф, кроме которого, слушать, в общем-то, и нечего.
Можно было бы дать ссылку с тайм-кодом, но я уверен, что
каждый, спроси его о самом крутом моменте в треке, назвал бы примерно одно и то
же место. И видео удалось найти только такое, ибо автор запретил встраиваение музыки с обложкой альбома. Гений, преклоняйтесь только на ютубе.
А есть Shades Of Black и трек Black Anvil, перенасыщенный до предела. Что-то меняется едва ли не в каждом такте.
На бэндкемп есть новая версия сведения. По мне, она значительно лучше.
И оба этих сочинителя находятся в одном жанре и поджанре, и даже подподжанре. Но разница между ними колоссальна. Потому что один – композитор, а второй – просто талантливый музыкант.
Есть тут и свои, конечно, подводные камни. Если не кривиться и умничать, а слушать, отпустить свой слух и мозг по звуковым волнам, то услышать можно многое. «Черная наковальня» — это чудовищный эмоциональный шторм, и такое почти невозможно слушать фоном – оно будет отвлекать от любой деятельности. Или половину можно попросту пропустить. Почему я так напираю на эмоции? Потому что музыка – это эмоция в чистом виде, без смыслового посыла. История, рассказанная языком чувства. Именно потому я так люблю инструментал – он чище.
В то же время, есть и немного другой путь. Не насыщать каждый такт сложными мелодиями, полифонией и сложным для восприятия текучим ритмом, а выжать максимум из относительно простых ходов. И тут как раз пример второй коллектив из моего топа – Sisters of… И, в частности, самый любимый трек In a Sea of Red Strands.
На весь этот трек буквально (подчеркиваю) два риффа и один бридж. Что совершенно не мешает этой композиции быть столь же перегруженной эмоционально, как и самые сложные произведения. Потому что эта незамысловатая база не послужила основой для накручивания филеров, а была именно выжата досуха.
Что одно, что другое не является даже жанровым металом в полном понимании этого слова. Как и гитарной музыкой. Это просто очень мрачная и непростая музыка. Перегруженная гитара – это не самоцель здесь. Это просто инструмент, наиболее подходящий для подобного. Да, она пишется под перегруженные гитары, но станет ли она хуже, если переложить ее, допустим, в электронику? Сомневаюсь. Может, чуть-чуть.
Из электронного тоже ведь есть примеры.
Неидеальный пример. Но я не настолько знаком с этим направлением, чтобы заявлять что-то более уверенно.
В композициях «под классику» тоже можно всякого найти.
Так к чему я веду? Что все записи, недостойные прослушивания, нужно сжечь? Что нужно запретить всю музыку, написанную не гениями? Или что прослушивание «обычной» музыки - поведение, недостойное настоящего эстета и интеллектуала?
ДА! Конечно. Всех повесить, расстрелять и сжечь. Но нет. Я о том, что музыка, как чистая эмоциональная абстракция без всякого словесного посыла может быть очень сложна для понимания и прочувствования. Что она может быть существенно глубже, чем кажется на первый взгляд. Она может требовать внимания. Что для формирования вкуса нужно прилагать усилия. И что знакомиться надо с самым разным и давать шанс самым разным композициям.
А еще к тому, что для того, чтобы выдавать такой яростный эмоциональный шторм, нужно иметь какой-то эмоциональный багаж. Пожить нужно немножко. Ну, не пишется крутая сумасшедшая музыка быстро. И книги шедевральные за год не пишутся. И фильмы, и сериалы. Не работает это так, время требуется. И мы имеем сингл раз в два года и альбом, в лучшем случае, раз в пять лет. Ну и уровень коммерческой успешности тоже не способствует.
А самое печальное, что все они сгинут в безвестности. Что Фред из Оклахома Форт Порт Бич в Огайо, что Федор из Большие Обрываны Негоскина под Ростовом. Очень уж специфична музыка, очень уж сложна. И уж очень забит сейчас эфир средним по больнице. Вдохнуть не дает этот бушующий поток.
Люблю эти тексты о музыке, хотя бы потому что иногда можно пополнить копилку музыки. Пару раз уже закинул в плейлист под покрас ))
ОтветитьУдалитьСам в свое время играл в метал банде. Сейчас уже старею, играем мелодичнее тише. Что как раз таки вытекает из тезиса про "эмоциональный багаж". Как говорится, у данного меча два острия - одно из них музыкант, другое - слушатель. И у обоих это багаж с течением жизни меняется. И там такое большое количество разных факторов, что ей богу остается лишь затертое "на вкус и цвет"...Вот был такой oriental проект Shokran...и было у него демо. Вот прям качало. По сути в тех же условиях что и shades of black там почти все сам чувак мутил. Вышло EP и дальше альбомчик уже и тур и все дела. Но уже совсем "другой коленкор". Не слушается так мощно.А вот недавно послушал, так вроде и ничего. Мощи уже той нет, но атмосферы и того пресловутого oriental'а больше. Да и вообще уже сейчас такое не ставляет :D Вот и как же будет с тем же Фредом из Оклахома Форт Порт Бич в Огайо, что Федором из Большие Обрываны под Ростовом через 10 лет? А если он решит группку замутить и альбом нормально записать? А если бы он данный момент записал? И уже минимум раз 10 мнение и восприятие может поменяться. А специфичность? Не знаю. Для меня специфичным является bon jovi и гансрозез, а друганы тащатся)) Но учитывая не такую прям странность и "на любителя" музыку они очень круты и популярны среди 80%. А вот Федор из Больших Обрыванов очень популярен и крут, но среди 0,01%.
Но факт в том, что при этом друганы любители хэви и харда 80х напрочь не воспринимают Trivium (именно такие мелодичные хэви композиции). Как объяснить??? Не знаю. B даже 2,5 фаната Феди из под Ростова разнятся в мнении, какая из его 4-х песен лучше и возможно целых 2 из них вообще отстой, но у каждого из 2,5 фанатов эти 2 песни не совпадают по мнению. Тут еще можно коснуться мнения настоящих (как принято считать) музыкантов, закончивших консерватории, которые одинаково считают что Васю, что Trivium ,что Бона Джови со Скорпионс одинаковой лажей и морщат носы, когда их песни называют музыкальными произведениями.
В общем как-то получилось что вопросов больше чем ответов и возможно я вообще поплыл мимо в какой-то момент, но тема интересная (хотя скользкая как брюхо малайзийской лягушки), хотелось поддержать))
Во-первых, спасибо за комментарий!
УдалитьВо-вторых, Shokran знаю, уважаю, но цепляет не так сильно и слабее, на мой взгляд. Хотя Creatures from the Mud - круто.
Понятное дело, что все это сугубо индивидуально. Хотя есть множество людей, которые не прочь все каталогизировать и развести по папочкам, что есть музыкальное произведение, что - нет, ввести квоты на искусство и набор необходимым требований, чтобы человек имел право им заниматься.
Как я и писал в посте, музыка обращается напрямую к чувственной области, хотя и поддается полностью математическому подсчету и пишется зачастую как математическая формула. А в чувственной области рассудочное, логическое разделение, кому что может нравиться или не нравиться, попросту неприменимо и откровенно нелепо. Потому я, к примеру, плюнул на всякие на объяснения. Потому что могу сам придумать миллион обоснований, почему нравится Бон Джови и не нравится Шокран, и наоборот. Это больше о том, что массовый продукт вроде ганзэндроузез или скорпионс чаще всего неглубок, потому и популярен. Он мастерски написан, выражает простые чувства и мастерски обращается к простым чувствам,присущим практически каждому. Потому и прекрасно работает. В то же время, существует просто гигантский массив простой и хорошей музыки, так и не сумевшей зацепить никого. И гадать, почему так вышло, можно бесконечно. Научный трактат можно писать, изучая обстоятельства создания и продвижения музыки. И в этом научном трактате придется оперировать такими "понятиями", как "удача" и "душа".
Я, в целом, стараюсь просто делиться тем, что считаю по-настоящему могучим и худо-бедно раскидать, почему.
P.S. А можно ссылочку или еще что, чтобы ознакомиться с творчеством? Уж очень любопытно.